Переход из младшей школы в среднюю – это большой стресс для ребенка. На этом этапе взрослым важно не потерять контроль над ребенком, и сегодня мы постараемся выделить ключевые моменты, на которые родителям стоит обратить пристальное внимание в первую очередь.
Переход в пятый класс средней школы – праздник и для ребенка, и для его родителей. Начальная школа позади, и вчерашний первоклассник начинает чувствовать себя совсем взрослый и готовым сделать первые шаги к абсолютной самостоятельности. Одновременно с этим родители, которые считают, что их ребенок уже вырос из детского возраста, ослабляют свой контроль над школьником и не уделяют должного внимания его успехам и неудачам в школе. А ведь в этот период школьнику необходимо гораздо больше внимания, чем раньше.
Нужно понимать, что переход из младшей школы в среднюю – это большой стресс для ребенка. Если в младших классах у школьника, помимо родителей, был еще один взрослый человек с непререкаемым авторитетом в виде учителя младших классов, то в средней школе влияние учителей-предметников значительно ослабевает. На первый план выходит стремление ребенка стать лидером среди друзей и одноклассников.
Кроме того, ученик начинает пересматривать свое отношение к предметам школьного курса. Появляются "любимые" и "нелюбимые" учителя и предметы, домашние задания становятся все объемнее и сложнее, а подготовка к урокам отнимает все больше и больше времени и сил. Соответственно остается меньше времени для отдыха и "ничегонеделания", что, в свою очередь, заставляет менять распорядок дня и приоритеты.
На этом этапе взрослым важно не потерять контроль над ребенком, и сегодня мы постараемся выделить ключевые моменты, на которые родителям стоит обратить пристальное внимание в первую очередь.
Особое внимание – подготовке к занятиям в школе
Насколько бы самостоятельным не был ребенок, в силу возраста он не всегда может серьезно отнестись к подготовке домашнего задания или сложить в рюкзак весь набор необходимых учебников. Стоит обязательно проверить, все ли задания выполнены в полном объеме, не вызывает ли трудностей изучение отдельных предметов школьной программы.
Если у ребенка что-то не получается, родителям необходимо обязательно помочь школьнику разобраться со всеми непонятными ему вопросами. Однако не нужно впадать в крайности и заставлять учить все подряд, чтобы получать только высокие оценки: дети быстро переутомляются, и если их принуждать к учебе силой или посредством общения на повышенных тонах, то они быстро теряют интерес к учебе и начинают ненавидеть школу. Постарайтесь заинтересовать школьника непонятным для него предметом и на примере докажите, что эти знания понадобятся ему в будущем.
Похвала и поощрение – надежные помощники успешной учебы
В этом возрасте так же важно поощрять успехи детей, напоминать ребенку о том, как родители им гордятся, радуются его успехам и вместе переживают над неудачами. Ни в коем случае нельзя ругаться и говорить школьнику о том, что он глупый/бездарный/неудачник, а вот соседка/друг/одноклассники намного умнее и талантливее его.
Если не получается выполнить домашнее задание или повысить отметку по "проблемному" предмету, очень важно сделать все, чтобы ребенок поверил в свои силы. Эта вера позволит ему обрести стимул к преодолению всех трудностей и планомерному изучению всей школьной программы.
Лучшим вариантом мотивации может стать личный пример родителей. Например, родители могут заключить с ребенком пари: мама или папа обязуются научиться тому, чего они не умеют (кататься на велосипеде, лепить пельмени или программировать), а школьник обещает "подтянуть" до оговоренного уровня оценки по "проблемному" предмету. То есть, ребенок должен на конкретном примере увидеть, что при желании любой человек может всего добиться (неспортивная мама – лихо ездить на велосипеде, а "криворукий" папа – виртуозно лепить идеальные пельмени). Помимо этого, в случае с пари свою роль сыграет соревновательный момент и стремление ребенка "утереть нос" взрослым.
Скажи мне, кто твой друг...
Необходимо обязательно поинтересоваться, с кем из одноклассников ребенок дружит, а с кем отношения не ладятся.
Случается, что тихий и застенчивый ученик, не способный дать отпор или наладить коммуникацию с одноклассниками, еще больше "замыкается" в себе. Он чувствует неуверенность в себе и своих силах, а в особо запущенных случаях приобретает комплексы, которые в будущем окажут негативное влияние на его характер и жизнь в целом.
Общительный и любознательный школьник, не испытывающий проблем в общении со сверстниками, может подружиться с одноклассником, который отличается ассоциальным поведением. Такая дружба, без должного контроля со стороны взрослых, может привести к тому, что ваш ребенок попадет в плохую компанию и, как следствие, "покатится по наклонной".
Задача родителей, помочь школьнику разобраться, как нужно правильно себя вести в тех или иных ситуациях, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться, а от чего лучше отказаться.
Долой гиперопеку
В пятом классе ребенок начинает чувствовать себя взрослым: он учится в одном здании со старшеклассниками, больше не нужно ходить в столовую строем под присмотром учителя, на переменах можно выходить на улицу и т.д.
Это очень важный этап взросления, в ходе которого очень плохую службу может сослужить излишняя гиперопека со стороны родителей. Почти у каждого в классе был одноклассник или одноклассница, мама или бабушка которого по любому поводу мчалась в школу и разбиралась с обидчиками горячо любимого дитяти.
И если в младшей школе стремление родителей оградить своего ребенка от любых проблем более или менее допустима (да и то не всегда), то в подростковом возрасте такая модель поведения взрослых абсолютно неприемлема.
Важно понимать, что ребенок должен уметь взаимодействовать с коллективом. И небольшие конфликты между одноклассниками – такой же способ взаимодействия, как и совместные игры, общение, групповые мероприятия. На примерах решения конфликтных ситуаций дети учатся самостоятельности и готовятся к вступлению во взрослую жизнь.
Мудрый родитель всегда готов прийти на помощь, предварительно дав ребенку возможность решить спорную ситуацию самостоятельно и реализовать себя как личность.