По информации, представленной в докладе АНО «Национальные приоритеты», российская экономика, стремясь к технологическому лидерству, всё чаще сталкивается с нехваткой квалифицированных сотрудников, в том числе инженеров. Почему так происходит? Среди причин кадрового голода — выбор профессий школьниками «вслепую», внедрение искусственного интеллекта (ИИ), который подрывает традиционную систему образования, старение рабочей силы и многое другое.

Как отмечается в докладе «Новые кадры для технологического лидерства: вызовы и решения», выпускники школ чаще и чаще делают наиболее удобный для них выбор, а не стремятся учиться и работать «по призванию». То есть основная причина выбора специальности — это предрасположенность к лёгкой сдаче ЕГЭ, а не стремление получить желаемую профессию. По словам замгубернатора Калужской области Татьяны Леоновой, приведённым в докладе, цель школьников и их родителей — поступление, а к чему должен прийти студент — редко кто задумывается, поскольку профориентация сегодня практически отсутствует.
По мнению экспертов, решить эту проблему помогла бы ранняя профориентация, которую невозможно построить без тесного участия работодателей. В некоторых регионах она уже применяется. Например, по словам замминистра образования Камчатского края Патимат Омаровой, в её субъекте Федерации процесс выбора профессии у школьников начинается с шестого класса через проектную деятельность, профессиональные пробы, командные проекты.
Сложности с подготовкой кадров есть и в высшем образовании. Среди них — нехватка у студентов практических навыков, их уход в предпринимательство и отток обучающихся, особенно с инженерных специальностей. По данным Минобрнауки, в 2024 г. 32% студентов этого профиля не завершали обучение в вузах (по некоторым специальностям этот показатель достигал 40%).
Эта цифра заставляет задуматься не только о судьбах конкретных ребят, но и о возможном системном сбое. Государство и бизнес вкладываются в приток кадров, но сама система образования работает как некое решето, теряя тех, кто должен был стать её гордостью.
Проблема не в лени студентов. Как показывает исследование «Платформы», многие уходят в предпринимательство или другие сферы, чувствуя, что университет не даёт им ни чёткой и понятной карьерной перспективы, ни связи с реальными задачами. Они приходят за инновациями, а получают теоретизированные курсы, оторванные от практики. Это кризис несоответствия: запрос молодого поколения на осмысленность и быстрый результат сталкивается с закоснелой образовательной моделью.
Кроме того, по словам директора Института государственной службы РАНХиГС (Президентской академии) Руслана Корчагина, приведённым в докладе, на сегодняшний день в технологических отраслях существует проблема с кадровой обеспеченностью: специалисты приходят, но не закрепляются. Необходима единая архитектура государственной кадровой политики, которая обеспечила бы прозрачность карьерных траекторий: человек должен точно знать, что его ждёт через 5 или 10 лет в профессиональной сфере.
Очень остро стоит вопрос и о том, как готовить студентов и обеспечивать трудоустройство, учитывая появление всё новых навыков — в частности, связанных с ИИ. При этом искусственный интеллект влияет и на традиционные формы контроля знаний, которые попросту теряют смысл, и это становится серьёзным вызовом для педагогов. По мнению директора Института общественных стратегий Московской школы управления «Сколково» Андрея Волкова, «сколь угодно хорошо информированный преподаватель, который сам не создаёт новое знание в исследованиях и разработках, сегодня проиграет в передаче стандартных знаний какому-нибудь DeepSeek». Выходом из ситуации, когда базовая модель так называемой транслятивной педагогики, где преподаватель передаёт стандартные пакеты сведений студентам, устарела, может стать переход к «коммуникативной педагогике», при которой студент и наставник общаются на равных.
Кроме того, система образования сталкивается и с ценностным вызовом: не все технологические профессии воспринимаются как престижные. По словам замгендиректора по общим вопросам АО «НПО «Высокоточные комплексы»» Владимира Бродского, подавляющее большинство студентов не заинтересовал ролик о том, как здорово быть инженером, потому что «выглядит слишком сложно и ответственно — они считают, что не готовы».
Вместо этого, считает проректор по науке и цифровому развитию МГТУ имени Н.Э. Баумана Павел Дроговоз, необходимо широко продвигать идею технологического патриотизма. По мнению эксперта, «без прочного фундамента — без основ, корней и традиций — невозможно двигаться вперед, а тезис «Традиции. Технологии. Лидерство» отражает видение того, как должны формироваться кадры для технологического лидерства».
Низкий уровень трудоустройства выпускников колледжей в первый год по окончании обучения, дефицит учителей в школах, разрыв между ведущими и рядовыми вузами – всё это требует комплексного взгляда и эффективных решений.
Доклад призван был показать, что точечными мерами здесь не обойтись. Нужна донастройка всей образовательной экосистемы – от ранней профориентации в школах до создания в вузах среды, где студенты не зубрят, а создают.
Ключевой принцип – построение бесшовной карьерной траектории, где переход от учёбы к настоящей работе становится плавным и логичным. Так ценность инженера будет определяться не только его знаниями, но и способностью применять их для подлинного технологического суверенитета страны.
Решать проблемы власть, бизнес и система образования должны вместе. Государство обязано инвестировать в новые учебные программы, университеты — реформировать подход к преподаванию, а компании — открывать корпоративные кафедры.